Сказка

Дружок, сегодня я расскажу тебе сказку.
Мне плевать, почему тебя так тянет рядиться в серую шкуру и философствовать о том, что люди делятся на волков и овец. Плевать, от кого ты услышал эту глупость. Плевать, почему ты подхватил эти бредни, вместо того, чтоб думать своей бестолковкой. Плевать даже на то, что расскажи ты это хоть волкам, хоть овцам, да хоть и курам — они бы подняли тебя на смех. Я просто расскажу тебе сказку. Старую-престарую чеченскую сказку. Может где что забыл и буду неточен — тут уж не обессудь, ибо эту сказку нам, под стол ходящим соплякам, рассказывал старый чечен настолько давно, что ты даже и не поверишь.
Как-то раз увидел волк, что на лугу пасётся старый баран. Подошел волк к барану и говорит ему:
— Как ты смеешь пастись на моём лугу? Кто тебе позволил?
— А разве этот луг твой? — спросил баран.
— Я здесь хозяин! — закричал волк. — Луга, леса, горы, здесь все мое!
— Может в лесу ты и хозяин, — спокойно ответил баран. — Но вот этот луг не твой, а моего пастуха.
— Врёшь ты все! — крикнул волк. — Твоего пастуха ещё на свете не было, а волки, мои предки, были здесь хозяевами.
— Не верю, — отвечал баран. — Я точно знаю, что луг принадлежит моему пастуху.
Разозлился волк и хотел растерзать барана, но так как он был сыт, решил обхитрить и наказать дерзкого барана. Пусть пока живёт, подумал волк, а завтра, когда я проголодаюсь, расправлюсь с ним.
— Вот что, баран, — сказал волк. — Если мы будем спорить, то никогда не решим, чей этот луг: ты будешь говорить, что он твоего пастуха, а я, — что он мой. Поступим лучше так: соберёмся завтра здесь, и кто из нас поклянётся вон около того камня, что луг принадлежит ему, за тем он и останется. Согласен?
— Согласен, — ответил баран.
И они разошлись: волк направился в лес, а баран в аул.
Рано утром пошел волк на луг. Вышел он из лесу, увидел барана и обрадовался. Теперь-то я наемся на целую неделю, — подумал волк и пустился бежать на луг. Вдруг навстречу ему попадается лисица.
— Здравствуй, волк! Куда ты так спешишь? — спрашивает она.
— На луг, — ответил волк и рассказал ей, как он вчера поспорил с бараном.
— Гм… Дело хорошее, — говорит лисица, — только если другие звери узнают про твой обман, веры тебе больше не будет. Возьми меня в свидетели, — я твою руку поддержу, а ты, в благодарность, мне за это отдашь бараньи потрошки.
Дело говоришь, лисица! — ответил волк. — Пойдём!
Пришёл волк с лисой на луг и спрашивает барана:
— Ну, что? Ты по-прежнему утверждаешь, что луг принадлежит твоему пастуху?
— Да, по-прежнему, — ответил баран.
— Ах, баран, как тебе не стыдно лгать! — с сказала лисица и покачала головой. — Ведь всем давным-давно известно, что этот луг с самых давних времен принадлежит волкам.
— А от кого слышала об этом? — спрашивает баран.
— Как от кого?! — воскликнула лисица. — Да об этом все тебе скажут, спроси кого хочешь. Я помню, это было давным-давно, когда я была ещё совсем маленькой, родители мои, отец и мать, часто между собой разговаривали про этот луг: «На волчьем лугу, — говорили они, — мыши жирнее, чем в других местах». Значит, если бы этот луг был твоего пастуха, то его не называли бы волчьим.
— А поклянешся ли ты в том, что говоришь правду? — спросил баран.
— Конечно, поклянусь, — ответила лисица.
— Хорошо, — сказал баран. — Стань вот у этого камня и скажи: клянусь, что луг этот принадлежит волку.
Но лисица решила схитрить, чтоб не давать ложную клятву, и говорит:
— Если по правде сказать, то мои родители, разговаривая про этот луг, упоминали и барана… Да, подлинно я не могу сказать, кому он именно принадлежит… А если волк первый поклянётся, то и я не прочь сделать то же.
— А что же ты думаешь? — проговорил сердито волк. — Вот возьму и поклянусь, трусить не стану, как ты.
Стал он возле камня и только сказал: «клянусь», как вдруг из-за камня выскочил пес, кинулся на волка и разорвал его.
Вот и сказочке конец. А в чем ее мораль — думай сам. Просто напомню, что 15 лет тому назад, 13 февраля 2004 года, в далеком Катаре кончился гражданин Яндарбиев.
Ну и напоследок, не могу пройти мимо Сапковского:
— У меня большие глаза, чтобы тебя лучше видеть, — рявкнул железный волчище. — У меня огромные лапы, чтобы ими схватить тебя и обнять! Все у меня большое, все, сейчас ты в этом сама убедишься. Почему ты так странно смотришь на меня, маленькая девочка? Почему не отвечаешь?
Ведьмачка улыбнулась.
— А у меня для тебя сюрприз.

8 комментариев

avatar
С возвращением! Чему вдруг обязаны, нешто и правда годовщине Йандарбиева.
avatar
ЗЫ: А вот скажи, будь любезен, разве деление людей на волков и овец не присуще прежде всего именно чеченцам? Или им можно, а Васе — нет? Понимаешь, как такое выглядит, когда исходит от таких, как ты?
Выглядит нехорошо, и все сказки о теперешней совместной борьбе с врагами рука об руку разбиваются, когда знаешь о некоей горно-спасательной службе конца восьмидесятых и ее роли в гибели нашей страны.
В свое время эти волки очень жаловались на каких-то слобожанских крестьян, аж воевать отказались и домой поехали. Поэтому главный посыл верен, до определенной степени. Горы везде производят определенный тип человека, хоть гуркхов, хоть паштунов, хоть твоих друзей (что не то же самое, что «друзья тебя», пусть это и косноязычно). Везде, где не мешают сторонние, этот тип человека загоняют обратно в горы, там они и сидят. Хотя казалось бы, воинская культура должна бы вытеснять остальные, но этого не происходит даже в Африке. Потому что ум сильнее хитрости, а с десятью тысячами словарного запаса его не наработаешь, так и пробегаешь по делам белых господ и их посредников в одеянии из грубой шерстяной ткани.
avatar
Деление людей на волков и овец присуще прежде всего дуракам. Хотя про чеченцев ты верно подметил. И вот тебе чеченская народная сказка. Совпадение? Сказка эта мне очень нравится. Если вдумчиво изучить ее персонажей (их там пять) и их роль в повествовании, а так же их взаимоотношения и взаимосвязи — сказка прям расцветает.

Да, маленький постскриптум.
Говоря о чеченском традиционном культе воина, обязательно нужно правильно применять термины. Чеченское «воин» в нашей речи сответствует термину «бандит».
avatar
К сожалению, второй раз уже потерял ссылку на мемуар пленного русского в Чечне, в 19-м веке. Ты бы там наверняка больше прочитал, чем я, т.к. можешь сравнить. Может найду ещё.
avatar
Здравствуй!
Отсутствие мое было долгим. Жизнь дала мне еще один шанс послужить на благо, сделав мир чуточку лучше на вверенном мне участке Родины, и я в него вцепился зубами, откинув в сторону все, что могло меня отвлекать. В том числе и камрадов, тут уж не обессуть. Я раньше часто говорил и писал, мол что-то не нравится — пойди и измени. Вот и пошел. А сейчас я нахожусь в заслуженном отпуске, предаюсь простым радостям бытия, ну и несколько ностальгирую.
avatar
Это здорово, надеюсь — вернулся со всем нужным и без ничего лишнего. Здесь ничего не изменилось, пишу по-прежнему слишком редко.
avatar
Доброго!


Лиса отскочила ))

Занятно, что «слово в споре» ярко противопоставляется  «клятве.у камня».
  • T55M
  • 0
avatar
Там много занятного. Занятен баран, на равных (и на равных ли) вступающий в спор с волком. Занятно поле зрения барана и волка, а так же попадающие в это поле зрения персонажи и связи этих персонажей с лугом. И еще много чего занятного рождается аналитическим путем.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.