• avatar 12584
  • 0
Здравствуй!
Отсутствие мое было долгим. Жизнь дала мне еще один шанс послужить на благо, сделав мир чуточку лучше на вверенном мне участке Родины, и я в него вцепился зубами, откинув в сторону все, что могло меня отвлекать. В том числе и камрадов, тут уж не обессуть. Я раньше часто говорил и писал, мол что-то не нравится — пойди и измени. Вот и пошел. А сейчас я нахожусь в заслуженном отпуске, предаюсь простым радостям бытия, ну и несколько ностальгирую.
  • avatar 1108
  • 0
ЗЫ: А вот скажи, будь любезен, разве деление людей на волков и овец не присуще прежде всего именно чеченцам? Или им можно, а Васе — нет? Понимаешь, как такое выглядит, когда исходит от таких, как ты?
Выглядит нехорошо, и все сказки о теперешней совместной борьбе с врагами рука об руку разбиваются, когда знаешь о некоей горно-спасательной службе конца восьмидесятых и ее роли в гибели нашей страны.
В свое время эти волки очень жаловались на каких-то слобожанских крестьян, аж воевать отказались и домой поехали. Поэтому главный посыл верен, до определенной степени. Горы везде производят определенный тип человека, хоть гуркхов, хоть паштунов, хоть твоих друзей (что не то же самое, что «друзья тебя», пусть это и косноязычно). Везде, где не мешают сторонние, этот тип человека загоняют обратно в горы, там они и сидят. Хотя казалось бы, воинская культура должна бы вытеснять остальные, но этого не происходит даже в Африке. Потому что ум сильнее хитрости, а с десятью тысячами словарного запаса его не наработаешь, так и пробегаешь по делам белых господ и их посредников в одеянии из грубой шерстяной ткани.
  • avatar 1108
  • 0
С возвращением! Чему вдруг обязаны, нешто и правда годовщине Йандарбиева.
  • avatar 1108
  • 0
Хм, книг здесь, кажется еще не рекомендовали. Благодарю, правда ознакомиться смогу лишь через пару недель. 
  • avatar Nick
  • 0
Рекомендую со всем моим почтением — однако, ничего нового для тебя, praeceptore, там нет. Уместнее будет рекомендовать этого странного автора читателям, чтобы усилить терапевтический эффект твоих собственных текстов.
  • avatar 1108
  • 0
Рекомендуешь? 
  • avatar Nick
  • 0
Доктор. Доктор Ризен. Это персонаж из какого-то фантастического рассказа, Тени войны, вроде. Суть книжек про «Тени» весьма точно совпадает с сутью «Ad Futurum» — что и заставило вернуться к τέχνης и поразмышлять :-)
 
  • avatar 1108
  • 0
Это какой именно из Ризенов? 
  • avatar Nick
  • 0
...«не прошло и года», как говорится: почему "τέχνης" — вроде дошло самостоятельно, спасибо лепиле (или ботаник он был по жизни, не помню уже ;-) ) со смешным погонялом Ризен. Очень уж у него судьба выпуклая и показательная сложилась, как раз именно через применённый к нему и через него технис.
Однако же, очень сложно привыкать к мысли, что враг и искусство — совместимые понятия. Осознание этого простого факта не оставляет и тени надежды на скорую и лёгкую победу :)
  • avatar Sizn
  • 0
Согласен на счёт круче. Они сделали затакт вокалом на втором аккорде, получилось «вкусно», как говорит один мой знакомый.
  • avatar 1108
  • 0
На здоровье! Что-то они уловили там, круче чем в оригинале, как для меня. 
  • avatar Sizn
  • 0
Waiting Around To Die в таком исполнении тронуло. Переслушиваю. Благодарен.
  • avatar T55M
  • 0
Сильно!
Зацепило
  • avatar 1108
  • 0
Любое изменение внешнего меняет и внутреннее, следование моде кое-что говорит о сути человека. 
Залогом благополучия гномека — с какой же стати? Разве что психического. 
  • avatar nmzq
  • 0
Манбун, хитлероугенд — это мода, внешнее, даже не коррелируещее с внутренним и сутью человека. Как малиновый пиджак и шестисотый не делает новым русским.
Поэтому погрузимся глубже. Ныне модно бушкрафтить, например, — выезжать на природу не просто покушать шашлыков с водкой, а истинно уединиться с природой, но используя некоторые приспособы, такое типа скаутско-туристическое направление.
Полезное дело? А то! Но человек перестал выживать только на природе уже со времён первых цивилизаций. И с тех пор всё больше и больше на первый план выпячивается выживание в социуме. Нынче манбун, или хитлуругенд, может являться залогом благополучия среднестатистического гномика, и это не его, конкретно, вина или заслуга, правда?



  • avatar T55M
  • 0
Забеспокоились. Пытаются стать лидерами перемен. В рамках скнижалий.
  • avatar 1108
  • 0
Выражение «Come On» несёт два значения— «не пытайся меня обмануть» и «присоединяйся к нам»
А еще простое «Давай(уже)!» 
Интересная личность этот Вайсзэкер, если биографию посмотреть. «По партийной линии» продвигали. 


  • avatar T55M
  • 0
Преодоление ошибок и «новое Просвещение»
На более фундаментальном уровне патологические черты современного мировоззрения связаны с доминированием редукционистского мышления и фрагментацией знания. «Редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста». Авторы указывают на губительность перехода «от рассмотрения реальности как целого к её разделению на множество мелких фрагментов». Наивный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном. Обращаясь к принципу неопределенности Гейзенберга и концепции комплементарности Бора, авторы напоминает, что «взаимодействие исследователя с его объектом — базовая составляющая акта познания».
В качестве альтернативы члены Римского клуба рассматривают визионерские прозрения Грегори Бейтсона, теорию аутопоэза Умберто Матураны и Франсиско Варелы, «системное видение жизни» Фритьофа Капры и Пьера Луиджи Луизи, феноменологическую «биологию чуда» Андреаса Вебера. Соглашаясь с Капрой, они находят возможным достижение согласия между религиозными и научными поисками.
И здесь мы подходим к ключевой точке докладе — идее «нового Просвещения», фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение. Гуманистическое, но свободное от антропоцентризма, открытое развитию, но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем.
Наряду с комплементарностью, столпами «нового Просвещения» Римский клуб видит синергию — поиск мудрости, через примирение противоположностей, и баланс. Не претендуя на полноту списка, доклад выделяет несколько областей, в которых необходимо достичь баланса:
  • В отношениях между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание
  • Между кратковременной и долговременной перспективой
  • Между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс не должны восприниматься в качестве самоценности
  • Между индивидуальным и коллективным — признавая значение личной автономии — одного за важнейших завоеваний европейского Просвещения — Клуб призывает к балансу и учёту общего блага; в экономике это означает, что государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот
  • Между женщинами и мужчинами — здесь авторы обращаются к работам Рианы Айслер, и отмечают, что баланс не означает механического уравнения — перемещения большего числа женщин на «мужские» позиции, скорее достижение баланса требует «изменения типологии функций»
  • Между равенством и справедливым вознаграждением — от государства требуется обеспечить механизмы, гарантирующие социальную справедливость
  • Между государством и религией — доклад приветствует секулярность, но подчёркивает позитивное значение религии; государства, нетерпимые к религии, теряют этическую перспективу
Исторически, идея баланса больше созвучна восточными традициями (инь-ян), но авторы указывают также на западных мыслителей — Гегеля и Кена Уилбера, чьи системы выражают философию баланса.
Религия и постсекулярность
Заметное место в «Come On!» уделяется религии. Римский клуб дистанцируется от любых интерпретаций религии, поддерживающих угнетение и насилие, и считает рост фундаментализма угрозой. В то же время, Клуб обращает внимание на несправедливость критиков религии, не замечающих её позитивного вклада в человеческую цивилизацию.
Доклад одобрительно цитирует бывшего вице-президента Международного суда Кристофера Вирамантри, говорившего о необходимости включения базовых принципов религий мира в международное право. Отринув религию нынешнее поколение оборвало связь с мудростью, накопленной человечеством с момента возникновения нашего вида сто пятьдесят тысяч лет назад.
Хотя авторы в большей степени симпатизируют восточным традициям, они с воодушевлением наблюдают за тенденциям в развитии христианского и мусульманского богословия. Особую поддержку Клуб выражает папе Франциску и его энциклике «Laudato Si», которой посвящен отдельный параграф. Также доклад упоминает «духовность здравого смысла» известного в некоторых кругах монаха-бенедиктинца Дэвида Стайндл-Раста.
 
  • avatar T55M
  • 0
Диджитализация и техноутопизм
Доклад обращает внимание на наличие у цифровой экономики тёмной стороны. Так, сервисы, наподобие Uber, и их пользователи не разделяют общих расходов (на используемую водителями городскую инфраструктуру и т.д.) — и в нынешнем виде не соответствуют критериям устойчивости.
Римский клуб осторожно относится к «экспоненциальным технологиям» и обещаниям техноутопистов, как Курцвейл и Диамандис. Есть реальная опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования технологий и пока не ясно, как этого избежать. Авторы согласны с экспертами, считающими, что «закон Мура» перестанет действовать в 2020-2025 гг., так что сингулярности не ожидается. Кроме того, обещания техноутопистов демотивируют людей: если технологии решат все проблемы, нет нужды в поиске сложных, комплексных решений, требующих изменения образа жизни.
ВВП — не показатель
Среди продуктов мышления «пустого мира», особое неприятие авторов вызывает ВВП. Этот показатель стал фактором, оказывающим постоянное воздействие на политические решения, но в его структуре заложено стремление к неограниченному росту. Он отражает траты, а не благополучие или субъективное счастье, и не видит блага, существующие вне рынка. Единственное, что измеряет ВВП — скорость, с которой деньги движутся в экономике.
Авторы отмечают парадоксальные случаи: разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии, также как болезни, бедствия и несчастные случаи, даже если все они, очевидно, уменьшают благополучие. Выращивание овощей на приусадебном участке не учитывается в ВВП, но их покупка в супермаркете — да. Самое печальное, этот показатель приобрёл такое влияние, что почти невозможно представить успешную политическую силу, заявляющую о желании уменьшить ВВП страны. Необходимые шаги требуют «иной политической и цивилизационной философии».
Новая философия
Вторая часть доклада, «Come On! Не цепляйся за устаревшую философию», посвящена мировоззрению. Она начинается с обсуждения экологической энциклики папы Франциска, в которой верно диагностированы проблемы современности. Затем авторы разбирают истоки и патологии современного мировоззрения, после чего описывают альтернативную философию «нового Просвещения».
«Философские ошибки»
Признавая, что мировоззрение, ответственное за текущие кризисы, имеет много источников, доклад отдельно останавливается на трёх — Адаме Смите, Дэвиде Рикардо и Чарльзе Дарвине, наследие каждого из из которых было неверно истолковано последователями.
Смит исходил из совпадения границ рынка, закона и морали: право и ценности должны быть фоном, на котором разворачиваются рыночные отношения; экономика ограничена более фундаментальными правилами — юридическими и нравственными. Мысль Смита никоим образом не поддерживает глобальный капитализм транснациональных корпораций.
Рикардо разработал теорию относительных преимуществ, использующуюся либеральными экономистами, ВТО и МВФ в качестве одного из основных аргументов для продвижения глобализации. Но Рикардо исходил из неподвижности капитала и труда. В условиях свободного движения капитала, всегда выигрывает страна, имеющая абсолютное преимущество. Здесь авторы склонны встать на сторону национальных государств, которые с большей вероятностью будут заботиться об общем благе, чем транснациональные корпорации.
Обсуждая Дарвина, авторы напоминают, что конкуренция никогда не являлась для него единственным механизмом эволюции. Верно понятый дарвинизм подразумевает, что ограничение конкуренции и защита слабых видов — фундаментальные столпы эволюции. При проекции на социальную реальность это значит, что «защита, до какой-то степени, локальных культур, специализаций, политики от подавляющей силы игроков мирового уровня можем помочь диверсификации, инновациям и эволюции».
 
  • avatar T55M
  • 0
Избыточное потребление

Если измерять в выбросах CO2 (избыток которого считается основной причиной глобального потепления), один процент самых богатых американцев генерирует триста восемнадцать тонн выбросов CO2 в год на человека, в то время как средний житель земли — шесть тонн (перепад в пятьдесят три раза раза). Десять процентов самых богатых домохозяйств мира являются причиной сорока пяти процентов общего объёма выбросов. Они первыми должны перейти к устойчивым моделям жизнедеятельности.

Население, продовольствие, урбанизация
Среди всех предложений Римского клуба, больше всего критики вызывает его демографическая позиция. Клуб продолжает настаивать на необходимости максимального сокращения рождаемости и «благодарит страны, которые добились быстрого сокращения воспроизводства». При этом доклад отмечает, что неверно сводить увеличение нагрузки на планету только с увеличением населения: с начала прошлого века население выросло пятикратно, но экономический оборот — в сорок раз, потребление топлива — в шестнадцать, вылов рыбы — в тридцать пять.
Имеет место глобальный сбой в распределении продовольствия. Восемьсот миллионов человек продолжают голодать, тогда как два миллиарда имеют лишний вес. Но вопрос не только в том, как производить достаточно еды для растущего населения, но и как не угробить в процессе планету. Наибольший экологический урон наносит животноводство; это роскошь, непозволительная в «полном мире».
Будущее человечества связано с городами. Двести лет назад существовал один город-миллионер — Лондон, сейчас таких три сотни, включая двадцать два с населением более десяти миллионов. Переезжая в города люди начинают потреблять в четыре раза больше ресурсов. Территориально, экологический след городов намного превосходит занимаемую ими площадь: для среднего американского города с населением шестьсот пятьдесят тысяч он составляет тридцать тысяч квадратных километров (у индийского города аналогичного размера — в десять раз меньше).