Практическая терминология: Гельминты собачки Павлова




Вася, настало время очередного сеанса «Практической терминологии».

В наших краях осень уже вступила в права, оставив надежду на «бабье лето», но лишь надежду. Сейчас самое время забросить все дела и, вооружившись кофейником да коньячком, расположиться на веранде, накинуть старый шерстяной плед, набить трубочку и посвятить себя чтению. Почему-то осенью тянет исключительно на прозу. И почему-то в руку сама собой ложится любимая, зачитанная до дыр книга, сюжет которой знаешь от и до, в которой ни один персонаж не откроется тебе заново, да и текст ее ты знаешь от заглавной буквы «К» до тиража и типографии. Что же в ней такого, спросишь ты. Речь. Красивая, чистая русская речь, сплетенная воедино из тысяч и тысяч слов, коротких и острых, пространных и витиеватых, многозначительных и недвусмысленных. Каждое словосочетание, каждое предложение отточены автором до совершенства. Подобно театральному действу, мастерская игра слов завораживает, увлекает собой, наполняя воображение образами, картинами, сценами. Кстати, хорошая нынче в магазинах утварь: коньяк заканчивается раньше чем остывает кофе.



Так вот к чему это я. Что ты знаешь о Иване Петровиче Павлове? Ну кроме того, что он собачкам слюни выделял? А между тем именно этот выдающийся русский ученый (а не всякие там Юнги с Фрейдами) внес основополагающий вклад в исследование твоего, Вася, ганглия и процессов, в нем протекающих. Помимо всего прочего, Иван Петрович выделил в твоей голове две «сигнальные системы», посредством которых ты улавливаешь сигналы, исходящие от любого раздражителя, ну и в конечном итоге воспринимаешь окружающий мир.

Первая система — твои органы чувств. Ты их прекрасно знаешь. Именно ими ты воспринимаешь предметы, объекты и явления, далаешь ты это ежесекундно. Данная система является базовой, поскольку дает первичное наполнение мозга чистой, незамутненной информацией, такой как форма предмета, его цвет, расстояние до него, движется ли, издает ли звуки, если издает — то какие. Это объективная информация, о которой я уже говорил. Но сама по себе эта информация не представляет никакой практической полезности, она просто поступает и хранится. А вот для ее применения нужно что? Нужна обработка. Хоть какая-то. Даже самая тупая зверушка сопоставляет «круглый» и «красный», чтоб выявить такое свойство наблюдаемого предмета, как «съедобность», а добавляя к этому «высоко», порождает целый конфликт между «жрать охота» и «да ну его».

Вот и твой мозг, в соответствии с заложенной в него программой, обрабатывает входящую информацию сотнями способов, объединяя, сопоставляя, разделяя, создавая производные и полупроизводные которые, в свою очередь, объединяет, сопоставляет и разделяет. Помнишь, как у Робокопа, когда он смотрит через забрало, на нем выводятся данные анализа, чем вооружен, по какой судим. А ты смотрел на это и думал «Круто, я тоже хочу такую приблуду». А в это время по ту сторону твоего зрачка происходило то же самое, только намного быстрее и с огромным объемом информации. Именно этим объясняется, почему люди из глубинки, попадая в большой город, начинают отчаянно тупить — их ганглий не привык обрабатывать такой объем входящих данных. Впрочем и ты, дитя каменных джунглей, попав в тайгу будешь таким же слепым, глухим и тупым.



В процессе социальной жизни у нас развивается вторая «сигнальная система» — словесная, в которой качестве раздражителя выступает не объект материального мира, а слово, знак, жест, не имеющие видимого материального содержания, но являющиеся символом, своеобразным ключем, запускающим в мозгу поиск совпадений и ассоциаций. Я называю это Термин. Всего несколько последовательно услышанных (или прочтенных) слов-терминов запускают поистине колоссальный мыслительный процесс, позволяя обмениваться огромным объемом информации. Модуляция-демодуляция. Этакий радиообмен группами цифр: я закодировал, ты раскодировал. Но вот какой нюанс: я написал «яблоко», а ты его уже представил. Правда размер, цвет и вкус ты представил по собственному усмотрению, да? А может я имел ввиду зеленое и кислое? А может желтое с медовым бочком? Как же быть?

Учиться владеть Речью.

Речь — это не просто набор Терминов, это целая куча правил и методов передачи информации. Термины применяются нами ситуативно, с учетом конкретных обстоятельств. Вряд ли ты, стоя на плацу, услышав команду «Налево» побежишь к любовнице. Но самое главное — Термины применяются нами не «лишь бы ляпнуть» (хотя и такое бывает), а для достижения конкретного результата. Например «дождь». Ну представил ты себе дождь, толку-то? Если мы с тобой обсуждаем дождь, как источник осадков, для верной передачи информации мне следует сказать «не сильный, но затяжной дождь», что позволит тебе понять, что сегодня ко мне лучше ехать по асфальту, а не короткой грунтовкой. А если моя цель — передать тебе картинку за окном, в таком случае следует сказать «грибной (слепой) дождь», и ты представишь себе не хмурь, серь и грязь, а деревья, играющие в солнечных лучах посвежевшей листвой, и воздух, настолько влажный, что его можно выжимать.



Речь — не тлько средство выражения мысли, но и форма ее существования. Слова лишь закрепляют в предложениях результаты мыслительных процессов. Но сегодня я хочу вновь обратить твое внимание на обратную сторону речи. Речь порождает эти самые мыслительные процессы. Наверняка ты много раз слышал лозунги «Ты — это то, что ты пьешь», «Ты — это то, что ты ешь». Глупости. Ты — это то, как ты мыслишь. Ну а мысли ты вкладывашь в Речь. И своей речью воздействуешь на окружающих, запуская в них мыслительные процессы. Вот только вот большую часть ввремени ты разговариваешь… с самим собой. Камрад 1108 уже упоминал опасность «внутренней речи». Так вот эта опасность не иллюзорна и куда сильнее, чем может показаться. «Внутрення речь» служит связующим звеном твоих мыслительных процессов и, в данном контексте, подобна лакмусовой бумажке: чем более проста, примитивна и грязна твоя «внутренняя речь», тем… ну ты понял. При чем твоя «внешняя речь» может существенно отличаться от «внутренней». Вот это — самое страшное.

Думаешь, никто ничего не узнает? Глупо. Речь, хоть «внутрення», хоть «внешняя» это не просто колебания воздуха. Помнишь, я говорил, что слова — материальны. Это так. Слово оказывает воздействие на человека, вплоть до регуляции физиологических процессов, функций внутренних органов, интенсивности обменных процессов, мышечную и сенсорные системы, гормональный баланс. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Но каждый врач знает, что неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние. Вспомни, я предлагал тебе произносить слова "-измы" и следить за изменением собственного психоэмоционального состояния. Это оно. Оно всегда найдет выход. Оно будет определять твои поступки. И никуда ты не денешься от этого.
Лицедейство. Чужая жизнь. Фальшивка.




Ну вот. 
Так-то я собирался поговорить с тобой о словах-паразитах. Например о «прикольно» и «круто». Но, как бывает, расплылся мыслью по древу и выдохся. Так что пердоставляю тебе возможность обсудить их с самим собой.

Касьян.

13 комментариев

avatar
Хорошо сказано. Вот дальнейшее, оно в действие упирается вроде как, не? В принятие решения, скорее. А принимать решение, в контексте недостаточного знания, как-то не очень хочецо.  Проблема. У самураев был способ: не знаешь, что делать? делай шаг вперёд. Но это херовый метод, на себе испробовал неоднократно — стабильное гавно на выходе. Чё делать с недостаточным знанием?..
avatar
А какие знания нужны для того, чтоб говорить чище, мыслить чище, добиваться максимальной тождественности мыслей и поступков?

з.ы. Из классики: детство — это когда ты еще не думаешь матом. 
avatar
Вот, блин, сам с собой поговорил внезапно. Дико прошу прощения. Надо, однако, выключать этот внутренний диалог, а то он уже наружу прорывается.
avatar
Не, выключить его невозможно. 
Хотя вполне возможно.
Но не нужно. 
Грех большой. 
avatar
Хорошо разложено — каждый отдельный акт мышления невербален, это что-то вроде мышечного ощущения или ощущений от перемещения в пространстве. Но взаимоувязываются отдельные акты через речь.

К практике — что следует делать с внутренней речью? Исключая экстремизм в суфийско-кастанедовском духе и исихазм туда же — от мира уходить мы не собираемся. Русская классика производное русского ландшафта, каждый раз, оказываясь среди полей, холмов и перелесков ощущаешь, насколько точно она делает внутреннее тождественным окружающему.
В городе чо делать? Сталинский русский язык подобен отлично заправленному инструменту — замечательное (возможно лучшее из существующих) средство передачи информации, но слишком искусственен, чтоб быть внутренним языком. Про новояз по понятной причине умолчим.

Добавлю небольшое наблюдение: что-то было в русском языке начала 20-х годов, он оставался живым, но приспосабливался к реалиям НТР. Чтоб понять о чём речь, лучше всего полистать газеты и журналы того времени, литпроизведения не вполне иллюстрируют, они слишком индивидуальны.
avatar
Задам вопрос о некотролируемом внутреннем диалоге (НВД).

О терминалогии.
НВД (в моем понимании) — это когда мозг берет какую-то стартовую площадку — часть мысли, или кусок картинки из окружающей действительности, затем подключает функцию Randomize, затем отталкивается от стартовой площадки и начинает скакать от мысли мысли/образа к рандомной следующей.
Точнее не рандомной — есть какой-то мостик, для того, что бы от одной мысли перепрыгнуть к другой, но прыжки эти НЕ являются мышлением или обдумыванием. Иногда мостиком служит просто одно из слов.
В результате, когда очухиваешься (а НВД шел как-бы фоновым процессом) и прерываешь НВД, то обычно зацепляешь последнее, что осталось в стеке — последюю мысль, или образ. Иногда очень удивляешься — а с чего это я подумал про это? Можно даже поиграть в Шерлока Холмса и пройти назад по следам этих хаотичных прыжков, что бы в очередной раз удивиться причудливости генератора случайных чисел.
 
Теперь сам вопрос — почему остановка НВД это плохо?
И как следствие второй вопрос — что хорошего в этих обезьянньих мысле-прыжках по веткам джунглей мозга?
avatar
Когда-то сознание представлялось оттисками на глине, отражениями в ручье, потом неким гидро-пневмо устройством с клапанами и теплообменниками, сейчас, ясно дело, кантупером. Точно ли аналогии типа стека и рандомизации приближают нас к пониманию сущности сознания?
Эх, доведу аналогию до абсурда — может НВД это процесс аналогичный регенерации DRAM? Прервёшь и всё нах сотрётся. Во сне он не прерывается, нетрудно заметить, что сон есть что-то вроде визуализации НВД.
avatar
Эх, доведу аналогию до абсурда — может НВД это процесс аналогичный регенерации DRAM?
Регенерация (отдых мозга) во сне. Вроде как медики доказали опытным путем. 
Прервёшь и всё нах сотрётся.
Ну это вообще из компьютерного юмора про сына программиста и солнце.
--Работает?
-Работает!
--Проверял? 
-Проверял! 
--Ну вот и не трогай.

Да и по честному — то что задумано быть трудно  доступным  — обычному человеку либо совсем недоступно либо доступно, но только отдельным нестандартным личностям. Не веришь — попробуй остановить своё сердце мысленным усилием :)
Во сне он не прерывается, нетрудно заметить, что сон есть что-то вроде визуализации НВД.
Не соглашусь. Сон он во-первых разный (разные фазы сна), во-вторых не та скорость прыжков, в-третьих (обычно) есть хоть какая-то логика перехода от события к событию в сюжете сна — что скорее всего обуславливается тем, что мы смотрим этот фильм (пусть и с пониженным уровнем критичности восприятия). В то время как НВД в режиме бодрствования — остается без пригляда и чудит как хочет.
Ну и в-пятых, есть еще управляемый сон — тут вообще полная противоположность НВД.
avatar
Имел в виду регенерацию не в биологическом, а в техническом смысле (обещал же довести аналогию до абсурда), в смысле перезарядки конденсаторов в DRAM, в которых битики хранятся. Остановишь процесс и информация сотрётся. Типа так же и в мозге может поддерживаться набор готовой к использованию информации — циклическим перебором ячеек, а воспринимается, как НВД :)

Нащот сна неточно выразился, имел в виду именно сновидения. Тащемта про наглядность погорячился, чиста собственная интроспекция — в пограничном состоянии (дремота) замечал как слова из НВД тут же превращаются в картинки, которые начинают «жить своей жизнью». А логику сна, вернее всего, мы уже проснувшись домысливаем.
avatar
Теперь сам вопрос — почему остановка НВД это плохо?
 
Потому что останавливается он смертью организма-носителя или его переходом из фауны во флору. Внутренняя речь — неотъемлемая часть мыслительного процесса, тут можно привести кучу аналогий из области вычислительных машин, в коей я не силен, но скорее всего правильной аналогией будет MS-DOS. 
avatar
Внутренняя речь — неотъемлемая часть мыслительного процесса
Кмк, мы говорим о разном. Внутренняя речь это одно, НВД это другое.
avatar
НВД использует внутреннюю речь, субвокализацию. Моя запутка, слишком мутно писал в каментах к тому посту. В заметке кмр 12584 верно описано происходящее на уровне, где концепты кодируются в речь. Это мир человеческой цивилизации, которая основана на соглашении о воспринимаемом. В моей речь идёт о предшествующем уровне. Его тяжело достичь и легко потерять, но там ключ к истинно эффективному мышлению, «творческим озарениям» и пр. Доступ к чему-то, что называлось даймоном, джинном или гением. Таблетка Гансовского.
avatar
Таблетку читал, хорошая вещь — жалко было, что ГГ в конце «попустило»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.