Концепция культурной оборонной инициативы - ч.2
начало здесь.
1.4 – Культурное оружие прошлого и настоящего (продолжение)
Прежде чем продолжить, я постараюсь дать краткое теоретическое описание некоторых психических механизмов и предложить читателю примеры психотехник, на которых основан эффект культурного оружия прошлого. Описание обладает всеми достоинствами и недостатками, проистекающими из отсутствия у автора профильного академического образования; психотехники же опасны для здоровья и потому предоставлены в скрытой форме. Я вас предупредил.
1.4.1
Главным эволюционным преимуществом человека является способность к ментализации или моделированию окружающей среды с опережающим предвидением характера взаимодействия её элементов. Центральный элемент этой модели – модель самого носителя — называется личностью или «я». Процесс внесения изменений в модель под влиянием данных восприятия и процесс изменения данных восприятия под влиянием модели реципрокны и составляют то, что называется умом. Акт сверки сведённых данных восприятия и данных модели называется осознанием. Таким образом, совокупность актов осознания является моделью, содержащей в себе модель окружающей среды и модель ума, моделирующего окружающую среду, и называется сознанием.
Главным эволюционным приспособлением человека является способность к координации групповых действий. Если таковая происходит в момент групповых действий, можно обойтись сигналами (жестами и выкриками), информационное содержание которых передаётся путём наложения сигналов на ситуативный контекст. Если сами действия и их координация разнесены во времени, требуется речь и, следовательно, язык. Поскольку ум использует концепты, всякое кодирование их в слова сопровождается неизбежной деградацией информации и очень сильно замедляет работу ума. Использование иероглифики усиливает первый эффект и ослабляет второй.
Речь нужна только для коммуникации. Именно поэтому следует всеми силами избегать внутренней речи, иначе зацикленная речь — внутренний диалог — создаст паразитного потребителя психических ресурсов, alien device (Кастанеда).
То, что мы обычно и называем «умом». Когда это устройство перехватывает контроль над «я», образуется ложная личность. Когда ложная личность получает доступ к системе награждения, появляется то, что мы называем «внутренней жизнью» или «душой». Единожды получив контроль над ресурсами психики, паразитное устройство будет «делать» всё, чтобы его сохранить. Отсюда все эти «бессмертные души» и паника при осознании смертности, повышающая стресс до уровня, на котором срабатывает аварийная защита. Стресс-фактор вытесняется из активного моделирования, заставляя человека вести себя так, будто он бессмертен. Тратить конечный ресурс – время жизни – на холостой ход. Почему происходит так? Потому что любой живой организм стремится избежать перегрузки, а ментализация энергозатратна. И потому, что содержание организма в описанном выше состоянии даёт возможность манипулировать им к выгоде посторонних.
Координация групповых действий требует синхронизации моделей окружающей среды каждого из элементов группы, моделей этих моделей и моделирования сознаний элементов группы. Это чудовищно сложно и крайне энергозатратно, а значит – мучительно. Половой диморфизм – средство решить эту проблему. Поскольку на создание яйцеклетки требуется найти, извлечь и запасти намного больше энергии, женский организм не может позволить себе ментализацию высоких уровней и специализируется на мониторинге внутренних и купировании острых психических состояний как у ребёнка, так и у мужского организма. Хорошее описание женского подхода к коммуникации можно найти в т.ч. у Маргарет Этвуд («Лакомый кусочек»).
Остановка и дальнейшее воспрещение внутреннего диалога блокирует, а впоследствии и уничтожает паразитное устройство. Однократный акт остановки известен под названием «сатори», а пребывание в освобождённом от п.у. состоянии известно под названием «самадхи». Это естественное состояние человека. Однако высвобождение связанных ранее психических ресурсов вызывает столь мощный ответ системы награждения, что медитативные практики чаще всего используются для её нецелевого использования.
1.4.2
Как всякое животное, человек управляется системой награждения. Боль, угроза боли, отмена боли, отмена угрозы боли, ожидание поощрения, наслаждение обусловливают характер его взаимодействия с окружающей средой. Это автоматическая система управления, и её командам невозможно противостоять. Но возможно стимулировать тот или иной ответ, что ничем не отличается от банального онанизма.
а) осознанное, дозированное применение боли к себе в сочетании с переживанием эмпатии вызывает эндорфиновый ответ. В наше время используется в шиизме (Ашура), в христианстве (Страсти Христовы), индуизме и буддизме (тантрические школы). В сочетании с переживанием подчинения – в садомазохистских практиках (флагелляция). В сочетании с переживанием крайне низкой самооценки — у подростков-саморезов. В чистом виде – в субкультуре практикующих пирсинг, татуировки, скарификации. Химический триггер – опиаты.
Применение в примитивных обществах (обряды инициации и т.п.) в отличие от в.у. примеров является приспособлением.
б) трансоподобное состояние, при котором смешанный ответ вызывается перегрузкой вербального контура (по Лири) направлением избыточного внимания, т.е. многократным повторением определённого высказывания. Мантры в индуизме, иудаистская молитва, «умная молитва» в христианстве. Напротив, в буддистских медитативных практиках используют истощение ВК, направляя избыточное внимание на что-либо другое (обычно – дыхание). Химический триггер – кокаин.
в)катарсис, стимулирующий допаминовый ответ (христианское раскаяние). Вызывается путём доведения самооценки до угрожающе низкого уровня и резким прекращением стресса. Основанный на переживании эмпатии – в театре, кино, литературе. В ослабленной форме эффект используется для получения вторичной выгоды путём всякого рода психологических игр (по Берну), характерно прежде всего для женщин. Химический триггер – МДМА.
Все три способа основаны на одном принципе – создать угрозу нормальному функционированию психики, запустить механизмы её самозащиты, получить вознаграждение за восстановление нормального режима.
Говоря проще, клиенты церквей несколько более злостные наркоманы, чем все остальные.
продолжение следует
1.4 – Культурное оружие прошлого и настоящего (продолжение)
Прежде чем продолжить, я постараюсь дать краткое теоретическое описание некоторых психических механизмов и предложить читателю примеры психотехник, на которых основан эффект культурного оружия прошлого. Описание обладает всеми достоинствами и недостатками, проистекающими из отсутствия у автора профильного академического образования; психотехники же опасны для здоровья и потому предоставлены в скрытой форме. Я вас предупредил.
1.4.1
Главным эволюционным преимуществом человека является способность к ментализации или моделированию окружающей среды с опережающим предвидением характера взаимодействия её элементов. Центральный элемент этой модели – модель самого носителя — называется личностью или «я». Процесс внесения изменений в модель под влиянием данных восприятия и процесс изменения данных восприятия под влиянием модели реципрокны и составляют то, что называется умом. Акт сверки сведённых данных восприятия и данных модели называется осознанием. Таким образом, совокупность актов осознания является моделью, содержащей в себе модель окружающей среды и модель ума, моделирующего окружающую среду, и называется сознанием.
Главным эволюционным приспособлением человека является способность к координации групповых действий. Если таковая происходит в момент групповых действий, можно обойтись сигналами (жестами и выкриками), информационное содержание которых передаётся путём наложения сигналов на ситуативный контекст. Если сами действия и их координация разнесены во времени, требуется речь и, следовательно, язык. Поскольку ум использует концепты, всякое кодирование их в слова сопровождается неизбежной деградацией информации и очень сильно замедляет работу ума. Использование иероглифики усиливает первый эффект и ослабляет второй.
Речь нужна только для коммуникации. Именно поэтому следует всеми силами избегать внутренней речи, иначе зацикленная речь — внутренний диалог — создаст паразитного потребителя психических ресурсов, alien device (Кастанеда).
То, что мы обычно и называем «умом». Когда это устройство перехватывает контроль над «я», образуется ложная личность. Когда ложная личность получает доступ к системе награждения, появляется то, что мы называем «внутренней жизнью» или «душой». Единожды получив контроль над ресурсами психики, паразитное устройство будет «делать» всё, чтобы его сохранить. Отсюда все эти «бессмертные души» и паника при осознании смертности, повышающая стресс до уровня, на котором срабатывает аварийная защита. Стресс-фактор вытесняется из активного моделирования, заставляя человека вести себя так, будто он бессмертен. Тратить конечный ресурс – время жизни – на холостой ход. Почему происходит так? Потому что любой живой организм стремится избежать перегрузки, а ментализация энергозатратна. И потому, что содержание организма в описанном выше состоянии даёт возможность манипулировать им к выгоде посторонних.
Координация групповых действий требует синхронизации моделей окружающей среды каждого из элементов группы, моделей этих моделей и моделирования сознаний элементов группы. Это чудовищно сложно и крайне энергозатратно, а значит – мучительно. Половой диморфизм – средство решить эту проблему. Поскольку на создание яйцеклетки требуется найти, извлечь и запасти намного больше энергии, женский организм не может позволить себе ментализацию высоких уровней и специализируется на мониторинге внутренних и купировании острых психических состояний как у ребёнка, так и у мужского организма. Хорошее описание женского подхода к коммуникации можно найти в т.ч. у Маргарет Этвуд («Лакомый кусочек»).
Остановка и дальнейшее воспрещение внутреннего диалога блокирует, а впоследствии и уничтожает паразитное устройство. Однократный акт остановки известен под названием «сатори», а пребывание в освобождённом от п.у. состоянии известно под названием «самадхи». Это естественное состояние человека. Однако высвобождение связанных ранее психических ресурсов вызывает столь мощный ответ системы награждения, что медитативные практики чаще всего используются для её нецелевого использования.
1.4.2
Как всякое животное, человек управляется системой награждения. Боль, угроза боли, отмена боли, отмена угрозы боли, ожидание поощрения, наслаждение обусловливают характер его взаимодействия с окружающей средой. Это автоматическая система управления, и её командам невозможно противостоять. Но возможно стимулировать тот или иной ответ, что ничем не отличается от банального онанизма.
а) осознанное, дозированное применение боли к себе в сочетании с переживанием эмпатии вызывает эндорфиновый ответ. В наше время используется в шиизме (Ашура), в христианстве (Страсти Христовы), индуизме и буддизме (тантрические школы). В сочетании с переживанием подчинения – в садомазохистских практиках (флагелляция). В сочетании с переживанием крайне низкой самооценки — у подростков-саморезов. В чистом виде – в субкультуре практикующих пирсинг, татуировки, скарификации. Химический триггер – опиаты.
Применение в примитивных обществах (обряды инициации и т.п.) в отличие от в.у. примеров является приспособлением.
б) трансоподобное состояние, при котором смешанный ответ вызывается перегрузкой вербального контура (по Лири) направлением избыточного внимания, т.е. многократным повторением определённого высказывания. Мантры в индуизме, иудаистская молитва, «умная молитва» в христианстве. Напротив, в буддистских медитативных практиках используют истощение ВК, направляя избыточное внимание на что-либо другое (обычно – дыхание). Химический триггер – кокаин.
в)катарсис, стимулирующий допаминовый ответ (христианское раскаяние). Вызывается путём доведения самооценки до угрожающе низкого уровня и резким прекращением стресса. Основанный на переживании эмпатии – в театре, кино, литературе. В ослабленной форме эффект используется для получения вторичной выгоды путём всякого рода психологических игр (по Берну), характерно прежде всего для женщин. Химический триггер – МДМА.
Все три способа основаны на одном принципе – создать угрозу нормальному функционированию психики, запустить механизмы её самозащиты, получить вознаграждение за восстановление нормального режима.
Говоря проще, клиенты церквей несколько более злостные наркоманы, чем все остальные.
продолжение следует
20 комментариев
А то мои познания весьма однобоки...
Ещё при болевом воздействии импринтинг сильнее, эмоции ведь уже сами продукт ВНД. Страдание, конечно, тоже управляющий сигнал СН, но у боли приоритет. В принципе, разницу между употреблением и злоупотреблением тяжело нащупать, у человека всё «слеплено из того, что было». Когда в детстве учишься боль преодолевать, сигнал глушишь. А тут усиливаешь. Но опять же, есть техника преодоления, при которой запрашиваешь усиления больше, чем его дают, т.н.з. «пережигание нерва».
Для нашего брата хуже всего то, что садишься на иглу быстро, а слезть тяжело и долго.
Ну это вряд ли.
Я в энтой всей теоретике слаб, но интересненько.
Мои познания чисто прикладные, вначале, в детстве, перед дракой, учишься «накручивать», как ты сказал: «глушить», потом, когда уже в моде был базар-вокзал, тогда «пережигать», потом уже научили играться со своим ПЭС, и лишь затем «срываться».
Но чтоб на эти все игрища подсаживаться… я хз кем надо быть, даже слово приличное не подбирается.
Ну или я ваще не догоняю и говорим за разное.
Видел в детстве дервиша (тогда не понял, конечно, потом объяснили) в Ср. Азии, в автобусе. Жара, пыль, людей битком набито, воняет. А его штырит, он вообще всего этого говнища вокруг не видит. Поверх смотрит, напевает что-то всё время. Застрял.
Хотелки усмирить прежде, разве что. Но тогда и не пойдёшь. Штука в том, что не имея опыта тех или иных состояний, ты по факту не знаешь, за чем идёшь.
?
Т.н. «человек» есть феномен бинарный, состоящий из субстрата, или шасси, представляемого Голой Бесхвостой Обезьяной ©, и сетевой надстройки, собственно Человека. Эти две составляющие довольно мало пересекаются, можно сказать — почти не. Выражения «человеку свойственно», «ничто человеческое» почти стопроцентно относятся именно к ГБО. В Ч потенциально заложена возможность управлять ГБО по своему усмотрению, но на деле эта возможность реализуется в разной степени — от нуля (довольно часто) до единицы (исключительно редко). Степень реализации этой возможности выражается на практике в отношении индивидуя к среде своего обитания, ближайшим слоем которой является вмещающее общество, потом техносфера и геобиоценоз. Так как ГБО первична и имеет в распоряжении механизмы низкого уровня, она изначально имеет большую фору перед Ч в контроле над общим целым. Это пока девяностопятипроцентный конспект из Лешего Злого, ничего оригинального я не открыл здесь.
Но, если вышесформулированное не вызывает возражений и может быть принято за аксиому, то можно и выделить базовые критерии для оценки наблюдаемых явлений, сущностей и концепций: чьё оно? обезьянье, или человеческое? к чему оно нас ведёт? к обезьяне, или к человеку? В дарвинистической парадигме комплекс «человек-обезьяна» выражен отрезком на некоей шкале развития и содержит некую скалярную оценку, я же предлагаю рассматривать этот комплекс как две принципиально разные структуры, конкурирующие за контроль над индивидуем. По моему нескромному мнению, такой подход мог бы внести уверенную ясность в оценке многих на первый взгляд неоднозначных вещей.
З.Ы.: Дико извиняюсь за некомментирование, с телефона не получается.