Душеблудие: Анжелика и попаданцы


Ожидание =>Реальность


Одиннадцать дней тому назад, не дожив каких-то четырёх с лишним лет до полного века, в Версале умерла Анна Голон, знакомая русскому читателю — или скорее, читательнице — по серии романов об Анжелике. Книги Голон, на обложках которых пираты, султаны и маркизы боролись за честь быть допущенными к прекрасному телу, сделали многое для того печального состояния, в котором пребывают нынче наши сёстры и матери — дочери же просто унаследовали результат. В сущности, содержимое тринадцати романов мадам Голон представляет собой криптопорнографию того же рода, что и бесчисленные теленовелы.
В различении порнографии и того, что ею не является, принято использовать следующий критерий: если в произведении предметом описания является преимущественно процесс совокупления, а художественной, культурной, исторической etc. ценности это произведение не имеет, то перед нами именно П. Если же второе условие соблюдено, перед нами произведение эротического содержания. Естественным образом, такое неудачное определение приводит к спорам и обсуждениям, прокормившим не одно поколение критиков, экспертов и журналистов. Но суть художественных эротических произведений состоит вовсе не в какой-либо «ценности», приписываемой произвольно и зависящей от положения дел на рынке искусств; суть их в предоставлении зрителю золотых сечений — эталона, по которому происходит гармонизация человеческой психики.

Суть же порнографии — в самонаслаждении. Этот аспект проблемы известен, но распространяется почему-то лишь на половую физиологию: человек подвергает себя восприятию медиапродукции, вызывающей возбуждение, затем происходит этого возбуждения разрядка; освободившийся от гормонального давления мозг переключается на решение других задач. При всей его смехотворности, такое поведение имеет определённую биологическую и социальную функции, а в ряде случаев даже несёт некоторую пользу. Куда более вредным является другой вид порнографии, до сих пор не находящий соответствующей рефлексии в общественном сознании.
В этом изводе порнографии разрядки и переключения не происходит: наоборот, перевозбуждённый мозг выдаёт поток образов, известных в быту как «грёзы» и «мечты», растрачивая и без того скудные ресурсы психики. Мечты и грёзы имеют объектом самопредставляемую личность человека, его собственную фигуру в постоянно моделируемом социальном взаимодействии. Их изначальная функция состояла в том, чтобы мотивировать палеокортекс предоставить психические ресурсы для выполнения действий с отложенным результатом, просчитанных неокортексом — например, добыть зверя и получить, за долю добычи, благосклонность прежде недоступной самки. Важно заметить, что для реализации этой функции необходимо, чтобы задача была выполнима хотя бы в принципе, иначе функция меняется на другую — долженствующую уменьшить фрустрационный стресс. Иными словами, принципиальная выполнимость задачи определяет, будет ли выполнена функция побуждения к действию или функция утешения.
 

Сорока вороне кашку варила-варила... =>… да так и сдохла.


Так, в эпоху ригидных социальных страт мужчины из нижних слоёв общества были потребны для освоения всякого рода фронтиров — и юноши грезили об индейцах и пиратах, авантюристах и золотоискателях. Они убегали из дома, пробирались тайком на корабли и нанимались в изыскательские партии. Девушкам же не оставалось ничего иного, как грезить о несбыточном: о скрытом доселе знатном их происхождении; о без памяти влюблённых сэрах, а то и пэрах; о гареме султана или логове везучего разбойника — то есть о том, что было а) заведомо несбыточно и б) не требовало приложения усилий.
 

Это было недавно, это было давно. => Что запомнят потомки.
 
С приведённой выше точки зрения любопытно взглянуть на — обильно представленную в русскоязычном сегменте рынка — «литературу», тематизирующую «альтернативную» историю и так называемых «попаданцев». В отношении первой на ум приходят слова одного случайного знакомого, оказавшегося некогда в следственном изоляторе. «Каждую ночь снится, что на самом деле непоправимого не произошло; что арест и заключение лишь приснились, или что тебя не поймали,  или что поймали, но по ошибке — и отпустили. Снится, что заключённые и персонал исчезли, а двери открыты, и ты идёшь по пустынным коридорам к выходу; снится, что перелезаешь через стену, и побег удаётся; что взлетаешь вдруг, на прогулке, и уносишься прочь; снится каждую ночь по-разному — а просыпаешься всё равно в тюрьме».
Что до второго, то тема «попаданцев», в переложении на язык современной молодёжи, звучит как «а здорово было бы стать имбой (imbalanced player character)!» То есть, оказаться в заведомо более слабом окружении, в котором и преуспеть, не прилагая особенных усилий. Современный багаж знаний, которым оперируют  — в личных целях, прикрытых фиговым листком заботы о судьбе своего народа или государства — попаданцы, достался им влёгкую; добыт же он был другими людьми, положившими на то жизнь. В дошкольном возрасте подобные мечты нормальны: ребёнок слаб, подвержен стрессу и отдан на произвол взрослых. В таком возрасте естественно мечтать о том, как — раззудись, плечо! размахнись, рука! — легко и приятно было бы возвыситься над членами ясельной группы детского сада.
 

Янки в европейском культурном пространстве. => Отче! Я согрешил пред тобою… (см. текст в комм.)
 
Не стоит апеллировать к авторитету того же Марка Твена — его «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» представлял собой разновидность культурного оружия: необходимо было осуществить сепарацию как уже наличествовавших североамериканцев, так и прибывающих европейцев от культурного наследия, против которого первые не имели — и не имеют — никаких симметричных средств защиты; в качестве асимметричных можно перечислить трансляцию мемов через первую сигнальную систему — комиксы, мюзиклы, кино и видео — (=>отсечка от опасных текстов), снижение общего культурного уровня (=>повышение порога вхождения в чужую культуру), возведение низкого качества в стандарт за счёт массовости (Голливуд, MTV), смену парадигмы (социальные сети) etc.
 

Шпион, выйди вон! => Культурное рейдерство: аппроприация и контроль мемплекса, перехват носителей,
отчуждение владельцев.
 
Интеллектуальное превосходство «кузенов», которые (в культурной войне) побеждали своих неотёсанных оппонентов, как пресловутый Тузик — известное резиновое изделие, должно было быть нейтрализовано характерным для североамериканцев превосходством в средствах материальных. Для чего и была осуществлена атака на государствообразующий миф британцев — легенду об Артуре. Орудия и колючая проволока под током против зелий и заговоров; рационализм и инженерия против мистики и гуманитарщины — казалось бы, исход ясен. Однако роман заканчивается иначе: настоящего не изменить даже попыткой заменить прошлое, пусть и обладая подавляющим преимуществом в материальных средствах. Начав за здравие, Марк Твен кончил за упокой; его гений (δαιμονιον, джинн) провидел — или экстраполировал, для господ инженеров — и нынешнюю ситуацию; перевирать увиденное Твен, как и всякий честный раб лампы, не стал. Именно поэтому его наследие, запрещённое им к публикации на сто лет после смерти, будет пущено в оборот лишь после тщательной обработки в университете Беркли, а уже полузабытое имя обработкой этой — опорочено.
В заключение хотелось бы сказать пару слов о другом. Время каждого из нас конечно, а ресурсы ограничены. Но и те, что в наличии, растрачиваются на совершенно ненужные занятия. Даже просто отследив эти траты, «дыры в кармане», и заткнув их, вы получите такой прилив сил, что не будете сперва знать, чем бы ещё себя нагрузить. А удовольствие будет даже больше.
Следите за нашими передачами.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.