Из переписки
Итак. Говорить о боге можно в рамках двух категорий: Бог Объективный (БО) — то есть реально рулящий (руливший) нашей системой-Вселенной, и Модель Бога в Голове (МБГ) — концепция бога, или образ его в сознании.
Варианты БО.
1. Демиургический (сделал-ушёл)
2. Имманентный (пантеизм в широком смысле, бог и есть система)
3. Трансцендентный (бог не от мира сего)
4. Локальный (бог как часть системы)
Первый вариант, я так понимаю, можно смело выкинуть из рассмотрения, как бесполезный. Второй можно рассматривать, он даёт интересные возможности. Третий — бог христиан и мусульман, как раз то, что нам интересно. Четвёртый — бог евреев, «злой местечковый гоблин». Тут надо помнить о том, что все четыре варианта — строго гипотетические: нет им никаких прямых доказательств. Зато как концепции они все имеют отношение ко второй категории — практической.
МБГ.
Субъективный образ-концепция, я её называю «ктулха». Ктулха может быть абсолютно любая, в реальном обосновании не нуждается («то, что думающий думает, доказывающий докажет» ©). Это мы можем широко наблюдать на практике — даже в рамках одной конфессии представления о боге имеют значительный люфт, не говоря уже о многообразии религий как таковых.
Однако, при преодолении определённого ценза сходства личных ктулх, в коллективном сознании образуется устойчивая локальная онтология, т.н. «эгрегор», производящий за счёт синергии (а человек — это сетевая структура, а вовсе не «индивидуум») вполне реальные манифестации на наблюдаемом уровне. Приведение ктулх к общему форм-фактору осуществляется на основе религиозных институтов, ровняющих ктулх посредством «канонов», т.е. обязательной к применению нормативной документации.
***
Вопрос — зачем всё это? Понятно, что эгрегоры создаются и поддерживаются не сами собой, а кем-то и с какой-то целью. Понятно также, что создающие не нуждаются в связи с гипотетическим БО — они всё про это понимают, и откровенное наплевательство высших иерархов на «законы божьи» — тому доказательство. Ответить на вопрос можно, взглянув на реальную функциональность эгрегоров — мы сразу увидим претензии на социальное конструирование, конкретно и в первую очередь — на этику. Ктулхи и их калибровка — просто инструмент мотивации «стада» «пастырями».
Хороший пример — почкование христианства из иудаизма, когда злой местечковый гоблин с повадками блатаря-бригадира, бог Моисея и пророков, приказывающий евреям валить наглушняк всех, кто под неправильной крышей, резко сменился благообразным толерантным богом христиан. Просто был создан новый эгрегор с новой документацией, в которую по практической необходимости позже вернули бога-бандита из Танаха, до сих пор создающего когнитивный диссонанс у любого, кто взял на себя труд прочитать все базовые тексты (не зря документация до новейших времён была строго ДСП, простолюдинов к ней не допускали). Приходится допустить, что правы были те, кто выводил смену религий из социально-управленческой необходимости.
Таким образом, мы смело можем рассматривать феномен «религия» в рамках программирования, как установленную на социум (и на индивида) сетевую операционную систему, формирующую поведенческие и идеологические паттерны в обществе.
Всё бы ничего, но сильно смущает необъявленная возможность удалённого администрирования такой системы. Но об этом — отдельно, если будет потребность в дальнейшем обсуждении.
Варианты БО.
1. Демиургический (сделал-ушёл)
2. Имманентный (пантеизм в широком смысле, бог и есть система)
3. Трансцендентный (бог не от мира сего)
4. Локальный (бог как часть системы)
Первый вариант, я так понимаю, можно смело выкинуть из рассмотрения, как бесполезный. Второй можно рассматривать, он даёт интересные возможности. Третий — бог христиан и мусульман, как раз то, что нам интересно. Четвёртый — бог евреев, «злой местечковый гоблин». Тут надо помнить о том, что все четыре варианта — строго гипотетические: нет им никаких прямых доказательств. Зато как концепции они все имеют отношение ко второй категории — практической.
МБГ.
Субъективный образ-концепция, я её называю «ктулха». Ктулха может быть абсолютно любая, в реальном обосновании не нуждается («то, что думающий думает, доказывающий докажет» ©). Это мы можем широко наблюдать на практике — даже в рамках одной конфессии представления о боге имеют значительный люфт, не говоря уже о многообразии религий как таковых.
Однако, при преодолении определённого ценза сходства личных ктулх, в коллективном сознании образуется устойчивая локальная онтология, т.н. «эгрегор», производящий за счёт синергии (а человек — это сетевая структура, а вовсе не «индивидуум») вполне реальные манифестации на наблюдаемом уровне. Приведение ктулх к общему форм-фактору осуществляется на основе религиозных институтов, ровняющих ктулх посредством «канонов», т.е. обязательной к применению нормативной документации.
***
Вопрос — зачем всё это? Понятно, что эгрегоры создаются и поддерживаются не сами собой, а кем-то и с какой-то целью. Понятно также, что создающие не нуждаются в связи с гипотетическим БО — они всё про это понимают, и откровенное наплевательство высших иерархов на «законы божьи» — тому доказательство. Ответить на вопрос можно, взглянув на реальную функциональность эгрегоров — мы сразу увидим претензии на социальное конструирование, конкретно и в первую очередь — на этику. Ктулхи и их калибровка — просто инструмент мотивации «стада» «пастырями».
Хороший пример — почкование христианства из иудаизма, когда злой местечковый гоблин с повадками блатаря-бригадира, бог Моисея и пророков, приказывающий евреям валить наглушняк всех, кто под неправильной крышей, резко сменился благообразным толерантным богом христиан. Просто был создан новый эгрегор с новой документацией, в которую по практической необходимости позже вернули бога-бандита из Танаха, до сих пор создающего когнитивный диссонанс у любого, кто взял на себя труд прочитать все базовые тексты (не зря документация до новейших времён была строго ДСП, простолюдинов к ней не допускали). Приходится допустить, что правы были те, кто выводил смену религий из социально-управленческой необходимости.
Таким образом, мы смело можем рассматривать феномен «религия» в рамках программирования, как установленную на социум (и на индивида) сетевую операционную систему, формирующую поведенческие и идеологические паттерны в обществе.
Всё бы ничего, но сильно смущает необъявленная возможность удалённого администрирования такой системы. Но об этом — отдельно, если будет потребность в дальнейшем обсуждении.
16 комментариев
каббне только нумерологией занимались, но и эволюционно-стабильные стратегии просчитали, определеляли комфортное соотношение баранов, овчарок и волков в социуме.возможно, аксельрод лишьповторил опыты(в моем блоге тексты со словами ЭСС в названии)
Это не гипотеза. Ктулхи — есть отображение какой-бы то ни было концепции «бога» в конкретном сознании. Наличие этого отображения не зависит от «истинности» или «неистинности» самой концепции. Мы в принципе имеем дело не с «объективной реальностью», а с её моделью во внутреннем виртуальном пространстве-времени. «Большой взрыв» — та же ктулха, просто наукообразная: просто заменили «бог» на «сингулярность».
Допущения скользкие, не поспоришь. Они не соответствуют научному методу и не отвечают требованиям к знанию (это информация, проверенная эмпирически и годная для практического применения). Наличием Творца это так просто не решается — недостаточно поменять «сингулярность» обратно на «бог». Вот массив, интересный с т.з. критики современной физики, полюбопытствуйте.
Здесь я использую этот термин в чисто инструментальном смысле, никакой теософии и пр. Был, например, коммунистический эгрегор. Человек, ещё раз, — сетевая структура, он не отдельное умное животное, и реализуется через коллективное сознание, которое на порядки больше, чем индивидуальное.
Именно. Как раз о пользе я и толкую. Думаю, что и дальнейшие эволюции так и надо рассматривать — с т.з. пользы. Конкретных популяций и конкретных управителей. Обратите внимание, ещё в Евангелиях Иисус в диалоге с самаритянкой называет её сородичей «псами» — он конкретный иудей, хоть и реформатор. «Общечеловеческое» начинается с Павла — «Несть ни эллина, ни иудея». И это «общечеловеческое» тоже неплохо рассмотреть с т.з. конкретной пользы — иудеи свои понятия в отношении гоим не поменяли до сих пор. Как такие структуры должны в дальнейшем взаимодействовать?
Бойня 37-го — это трагедия Сталина. Сталинский палач Берия потом год со своей командой переследовал все дела и выпускал невинно осужденных, кто ещё был жив к тому времени. Но это — тоже отдельная история.
Это какбы их внутреннее дело, нет? Речь же шла не о убиенных в геенне детишках (они же не евреи), а о ресурсах — территории, в первую очередь. Вообще — Трансцендентно-Имманентный, парящийся за поклонение себе, а не «другим богам» — прям анекдот.
не было никакой трагедии, система выносила забронзовевших «я Ленина видел», которые на этом факте паразитировали. + эксцесс «исполнителя».
сначала зачистили бронзу, потом зачистили зачищальщиков, у кого от крови крыша поехала.
Именно. Если. Христиане не просто молятся Творцу Миров, но и отказывают в этом другим. Я вот, например, считаю, что Бог разговаривает с нами языком жизненных ситуаций, поскольку Имманентному нет нужды в нелепых словах, которые и говорящий-то сам местами не понимает. С т.з. христианина это язычество, если не сатанизм, поскольку даже допущение такого подхода может порушить его МБГ. Мне же методы христианина никак не мешают: удобнее ему молиться и причащаться — так и хорошо.
Бог Танаха постоянно истерит по этому поводу. Не заставляйте меня цитировать, Вы все эти места наизусть небось знаете :)
А не проще ли просто растележить человеку за «хорошо» и «плохо»? Церковь ведь в нагрузку столько сверху накидывает, что не унести, а если и унесёт кто, так скорее нужное растеряет.
И ещё: если бы дело было только в том, чтобы человек сделал себя получше, церковь приводила бы в пример невоцерковленных, которые живут и умирают правильно. Но это, как Вы знаете, не допускается (примеры с чернобыльскими пожарными и героями ВОВ). Церкви обязательно нужно подключение, иначе всё нещитово.
авраамические, например, вполне диффундируют с местными языческими культами.
самая мякотка в том, какой популяции эволюционно-стабильную стратегию отражает та или иная религия.
переиначу
язычество — ЭСС для ареала, чистая биология
глобальные (христианство, ислам) — уже проекты для крупных разнородных обществ, элемент глобализации общества.
причем, в идеале, на основе альтруизма для своих.
еще наблюдение
и-зм; и-м; х-о = пстх; овчрк; брн соотвественно
А что есть «хорошо» и «плохо» в абсолютных категориях? Относительных, изначально религиозных — понятно. Но абсолютных… в ином каннибальском племени хорошо — вовремя скушать папу, пока он еще в форме. Из заповедей постоянно «забывают» заповеди о Боге. Т.е. люби не только ближнего, но и Бога. Обязательно. Собственно, логично — папу любить надо, а тут не только личный папа, но и Создатель Всего вокруг. Ну и… спасение это богообщение. Не хочешь с Богом общаться… дальше понятно. Не потому что «злые накажут», а просто — не хочешь — не будешь. Сам себя наказал. Да и… а будет ли убежденному атеисту, причем такому… фанатику, радостно не просто узнать, что он не прав, но и быть вынужденным общаться с Тем, чьи изображения он топтал ногами в припадке истеричной радости (съемки из 20ых)?
Пример невоцерковленных постоянно приводится, даже в Писании — Книга Иова это о ком? Он не иудей… т.е. формально «не наш». Когда хоронят поисковики солдат и жертв ВОВ, то не разбирают — есть там крестик или нет, всех отпевают (мулы, кстати, тоже, как говорят), всех славят.
Но канонизация это отдельное дело. Это пример не просто достойной жизни, а святой жизни, образцовой и успешной именно для «богообщения». Вообще «святой» — отданный Богу. В храме стоят себе грешники. Но все вместе они — «народ святой, взятый в удел». И если спасение атеиста (или еретика или язычника) личное вполне возможно, особо если он жил по совести, очень достойно, Бога неким образом искал, но по неким причинам не нашел Церкви (может и по вине самих христиан), и когда на Суде предстал радостно воскликнул «Господи, наконец то я Тебя нашел!!!». Еще ап.Павел говорил о спасении язычников житьем по совести. То все таки образцовым жизнь вне Церкви назвать ну никак нельзя. А кроме того… спасение то возможно. А есть такая штука «совершенство». ВОт оно — никак. Потому как это — «быть другом Божиим», и если человек, замечательный и героический, от Бога всю жизнь убегал… значит и дружить не хотел. Да и «подобным Богу» надо быть, а это вовсе не воинский героизм, а именно духовное подвижничество, покаяние, стяжание благодати. Герой подобен отчасти мученику (с поправкой — умер за ближних), но не преподобному.
Отсюда и все непонимания. Забываем об онтологии вопроса. И, далеко не лучший царь Николай 2ой, свят категорически не за правление, а за последние месяцы — достойного христианского приятия смерти. И то как символ остальных таких святых, а их в те годы были, наверно, сотни тысяч (всех сословий, партий, погибающие без ненависти и злобы, как принято у христиан, в красно-белых террорах и Гражданской). Он их таких всех — самый важный (царь), потому именно его и прославили. А у Бога они все.
Да не их гнали дубиной, их, в таком разе, использовали как дубину. Гибли-то другие. И не обязательно геенцы, те же самаряне, чуть отличающиеся по исповеданию (я так даже и не понял, чем именно) — тоже под нож шли. Погано всё это, честно. Ну его нафиг, такого бога.
Богу мало, что человек праведно живёт? Ему надо, чтобы он ещё и лбом в пол постучал? Вы же писали, что бог ни в чём не нуждается? Зачем тогда человеку лбом стучать?
А разве жить правильно недостаточно, чтобы быть богу другом? Что ещё ему нужно, раз он беседует языком ситуаций?
Т.е. внутренние ценности РПЦ. В казино со своими фишками не ходят, так получается?
Говорят, не расстреляли.
Да, педерасты и прочие детоёбы пачкают среду обитания, конкретно — социосферу, прямо завязанную на этику, о которой я больше всего пекусь. Но христианские священники (и православные в т.ч.) регулярно попадаются как раз на педерастии и детоёбстве. Разве в Содоме красота? :) На запад не смотрим, смотрим на себя.
У меня (и многих других мне знакомых) инерция как раз этих 70 лет. Безо всяких причастий, да? И это на излёте, когда все приличные люди уже крестились и завели полезные знакомства.
Я же сказал: СО — непосредственная ценность, другое — «где воры не крадут и не подкапывают», т.е. виртуальное «нигде». Вы второе предпочитаете, но как Вы других убедите? :) Попробуйте хотя бы меня, мне терять нечего.
А кто так сказал? Разве эта самая «духовность» только в РПЦ? Давайте доведём до логического конца. Допустим — Бог есть. Допустим, человеку обязательно надо с ним общаться. Допустим. Вы — РПЦ — единственный эксклюзивный дилер, единственный провайдер Бога? Ответ предпочтителен в формате «да» или «нет».
А в этой переписке ещё одна статья прячется.
добро должно быть с кулаками
В США из-за отказа исповедаться в церкви убит 19-летний парень
02:2315.10.2015(обновлено: 10:30 15.10.2015)649246538454
Трагедия произошла во время «индивидуальной беседы» в одной из церквей, куда были приглашены двое братьев «для обсуждения их духовного состояния». В итоге все свелось к тому, что прихожане несколько часов били молодых людей, ожидая, что те признаются в грехах.
РИА Новости http://ria.ru/world/20151015/1302096793.html#ixzz3ociUkt6l